Дополнение к статье «Зарядное устройство для второго дыхания аккумулятора».
Выпрямитель на рис. 1 собран по мостовой схеме на четырех диодах Д1-Д4 типа Д305. Регулирование силы зарядного тока производится при помощи мощного транзистора T1, включенного по схеме составного триода. При изменении смещения, снимаемого на базу триода с потенциометра R1 изменяется сопротивление цепи коллектор-эмиттер транзистора. Зарядный ток при этом можно изменять от 25ма до 6а, при напряжении на выходе выпрямителя от 1,5 до 14 вольт.
Резистор R2 на выходе выпрямителя позволяет устанавливать выходное напряжение выпрямителя при отключенной нагрузке. Трансформатор собран на сердечнике сечением 6см2. Первичная обмотка рассчитана на включение в сеть с напряжением 127 в. (выводы 1-2) или 220 в. (1-3) и содержит 350-325 витков провода ПЭВ 0,35, вторичная - 45 витков провода ПЭВ 1,6. Транзистор Т1 устанавливают на металлическом радиаторе, площадь поверхности радиатора должна быть не менее 350см2. Поверхность учитывается с обеих сторон пластины при толщине ее не менее 3мм. Автор Б. Васильев.
Схема, приведенная на рис. 2 отличается от предыдущей тем, что с целью увеличения максимального тока до 10а транзисторы T1 и T2., включены параллельно. Смещение на базы транзисторов, изменением которого регулируется зарядный ток, снимается с выпрямителя, выполненного на диодах Д5-Д6. При зарядке 6-вольтовых аккумуляторов переключатель устанавливается в положение 1, 12-вольтовых в положение 2. Обмотки трансформатора содержат следующее количество витков: Iа-328 витков ПЭВ 0,85; Iб-233 витка ПЭВ 0,63; II-41-41 виток ПЭВ 1,87; III-7-7 витков ПЭВ 0,63. Сердечник-УШ35Х55. Автор А. Вардашкин.
Выпрямитель, схема которого показана на рисунке 3, предназначен для зарядки аккумуляторов напряжением 6 и 12в при токе заряда до 6а. Особенность его состоит в том, что для выпрямления напряжения в нем применяются мощные германиевые сплавные транзисторы структуры p-n-p, которые одновременно работаю и как регуляторы тока заряда. Для этого на базы транзисторов подается положительное напряжение смещения от отдельного выпрямителя. Это смещение можно менять при помощи потенциометра R1. Трансформатор Tp1 выпрямителя имеет сердечник из стальных пластин Ш20, толщина набора 40мм. Сердечник набирается в перекрышку. Сетевая обмотка I для напряжения 220в содержит 1000 витков провода ПЭЛ 0,35, обмотка II - 2x50 витков того же провода и обмотка III - 4х50 витков ПЭЛ 1,5 мм. Выпрямитель собран в коробке размерами 220x170х120мм из мягкой стали толщиной 0.8 - 1,0 мм. Транзисторы Т1 и Т2 прикреплены непосредственно к передней стенке коробки, которая служит для них радиатором. Авторы В. Климецкий В. Цвеклинский
Для зарядки автомобильных аккумуляторов током, не превышающим 2,25 А, до максимально о напряжения 13,5 В можно использовать устройство, схема которого приведена на рисунке 4. При достижении максимального напряжения происходит автоматическое отключение зарядного устройства. Напряжение с вторичной обмотки трансформатора выпрямляется мощными тиристорами Д1 и Д2. Они открываются положительным напряжением, подаваемым на управляющие электроды с конденсатора С1. Резисторы R3-R5 и лампа Л1 ограничивают ток управляющих электродов. Резисторы R1 и R2 ограничивают зарядный ток аккумулятора. Уровень напряжения, при котором должно отключиться зарядное устройство, устанавливается переменным резистором R6. При достижении этого напряжения открывается тиристор Д7, что приводит к закрыванию тиристоров Д1 и Д2. Диод Д5 предотвращает разряд аккумулятора. "Practical Wireless" (Англия). В зарядном устройстве могут быть использованы тиристоры КУ202, диоды Д226Б, Д214 (Д5) и стабилитрон KCI68A.
В таблице указаны характеристики диодов, стабилитронов, тиристоров и транзисторов, которые применяются в схемах, по параметрам можно подобрать современные аналоги.
1 | Тиристоры |
Транзисторы |
2 | Диоды |
Стабилитроны |
Комментариев нет:
Отправить комментарий